Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Почему люди верят пропаганде

Телевизионную пропаганду принято считать примитивной и топорной. Ну, принято у тех, кто не смотрит телевизор. Но в последнее время я регулярно читаю в своей ленте: «Посмотрел ТВ, поразился тому, как оно на самом деле мощно бьет по мозгам!» Парадокс? На мой взгляд, никакого реального противоречия между этими тезисами нет. И сейчас я объясню, почему я так считаю.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни врал. Да что там один раз — много раз мы врали. Скрывали детские шалости. Стыдились в чем-то признаться. Врали просто мимоходом, чтобы отвязался случайный попрошайка. «Мама, я так поздно приехал из школы, потому что час ждал трамвая на остановке». «Я не прислушивалась специально, что они там говорят, просто случайно услышала». «Извините, мелочи нет».

Но мало кто из нас возводил вранье в систему, строил из лжи цельный законченный мир. Мы в подавляющем большинстве своем уверены, что врать нехорошо (ну, если не «во спасение»), и наша ложь — фрагментарная, тактическая и сугубо ситуативная.

Однако я знаю и другие примеры. Несколько раз в жизни мне попадались люди, которые тщательно, по кирпичику, выстраивали вокруг себя целые дома лжи. Придумывали себе фантастические биографии, рассказывали о несуществующих успехах, наделяли себя нереальными способностями. Причем некоторые из них настолько погружались в собственные фантазии, что сами начинали в них верить. <…> Но все же таких людей сравнительно немного. И мы подсознательно привыкаем к тому, что ложь — это что-то сугубо единичное, существующее в рамках конкретной ситуации. А идея «матрицы» — целого иллюзорного мира, построенного на лжи, — нам инстинктивно кажется фантастической.

И поэтому людям сложно критически осмыслить пропаганду, которая создает именно такой мир, параллельную реальность. И поэтому такая пропаганда эффективна, особенно если она умело играет на эмоциях и чаяниях своей аудитории. И поэтому даже критически настроенный человек, находящийся некоторое время под воздействием пропаганды, начинает сомневаться: нет, ну не может же быть, чтобы прямо все врали? Нет, ну должно же что-то быть правдой? Ну не бывает же дыма совершенно без огня? Разумеется, мы понимаем, что пропаганда действительно старается использовать как можно больше истинной информации, только отбирать ее и перемешивать с ложью таким образом, чтобы получить убедительную, законченную альтернативную реальность. Но сама масштабность этой виртуальной реальности не укладывается у многих в голове.

К этому добавляется эффект «частой смены картинок». Телевизионные сюжеты следуют один за другим, не давая человеку возможность критически их осмыслить (особенно если у него нет отработанных навыков делать это быстро, на грани автоматизма). В результате наш мозг просто перестает справляться с осмыслением потока информации, как плотина может не справиться с мощным потоком воды, и пропускает информацию «внутрь» без достаточной критической оценки. А усвоив какой-то один элемент параллельной реальности, гораздо легче принять и другие, логически с ним связанные.

Конечно, этой иллюзорной картине порой приходится несладко при столкновении с настоящим миром. Но грамотная пропаганда всегда держит наготове заплатки, чтобы «заштопать» возникающие дырки. Мы сначала говорим одно, а потом другое? Так это мы просто вводили в заблуждение врага! Наши действия закончились провалом? Вы ничего не понимаете, на самом деле это успех, потому что иначе было бы намного хуже. Появилось убедительное доказательство вранья пропагандистов? Так это все фейк, их знаете сколько сейчас и на каком уровне!

В результате человек, который каждый день видит элементы этой параллельной вселенной по телевизору или в интернете, наблюдает на экране массу самых разных ее деталей, видит вереницу людей, уверенно и с серьезными лицами рассуждающих в рамках альтернативной реальности, и все это в режиме нон-стоп, рано или поздно начинает сомневаться. И в этом нет ничего странного — с помощью такого мощного оружия можно заставить человека усомниться даже в собственном существовании. Разумеется, есть те, на кого «башни-излучатели» не действуют — люди с определенными свойствами характера или психологической подготовкой (включающей в себя знание о том, как работает пропаганда, и навыки критического мышления). Но их, к сожалению, меньшинство.

И да, само собой, большинство людей верят условному телевизору (который может быть и в интернете) не потому, что тот чертовски убедителен — а потому, что им чертовски хочется ему поверить.

Николай Власов, историк

Источник

Mission News Theme by Compete Themes.