Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опросы — откуда берутся красивые цифры

И еще раз про опросы. Я уверен, что большие социологические службы не мухлюют с цифрами. Как ответили — так и посчитают. Искажения заложены в другом: как спрашивают и кто отвечает.

Формулировки вопросов порой просто поражают. Иногда в вопрос специально вставляют фамилию Путина, которая сразу переводит подтекст вопроса совсем в другую плоскость — согласны вы с Путиным или нет? Конечно, согласны. Иногда в вопрос засовывают уже развернуто сформулированную оценку по теме опроса, которую предлагается одобрить (одобрить всегда проще). И так далее.

По второму пункту все интереснее, и сейчас много стали об этом писать. Судя по всему, искажение выборки иногда просто колоссальное. Мы, по сути, не понимаем, кого вообще опрашивают. Мы не знаем, сколько человек отказались отвечать на вопросы. Какой-то сегмент общества остается вне поля зрения поллстеров — и это их (поллстеров), похоже, вполне устраивает.

Почему я думаю, что устраивает? Потому что по-хорошему надо бы указывать, сколько людей отказались от участия в опросе. Например: ответили 1500, отказались 300. Или 3000. Есть разница? Это была бы очень полезная информация. Но раз этого не делается, значит и так сойдет. Цифры-то красивые получаются.

Алексей Шабуров, политолог

Источник

Mission News Theme by Compete Themes.