Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Окно правдоподобия: всё шире, и шире, и шире

Татьяна Воеводина.

Современный человек, прилежный читатель Интернета и трудолюбивый пользователь соцсетей, всё больше и больше переселяется в сказку. Зазора между сказкой и реальностью уже почти не ощущается.

Раньше, в досказочные времена, услышав что-то, человек сравнивал это с моделью мира, которая была у него в голове, и решал: может так быть или нет. Откуда бралась модель? Из практики, прежде всего, трудовой (а труд тогда был в преобладающей степени реальным), из сведений, почерпнутых в процессе образования (а образование было позитивистски-рационалистическим), из книг, в которых тоже писали преимущественно не о ведьмах и оборотнях, а о чём-то реальном.

Положим, если человеку рассказывали, что местный пьяница дядя Вася опять напился и упал мордой в лужу – он скорее верил: образ жизни дяди Васи не противоречил этому. А вот если бы ему рассказали, что соседская пенсионерка в сговоре со ее несовершеннолетним любовником, одноклассником внука,  ограбила киоск и вынесла оттуда ящик палёной водки – это скорее всего было бы признано неправдоподобным. Зато теперь, вволю наглядевшись чернушных передач, начитавшись по самое не могу Интернета – человек может и поверить. Признать возможным. Ведь в сказке, как известно, невозможное возможно, там нет нудных ограничений, законов природы и т.п. – там нынче так, завтра сяк, ударился добрый молодец оземь и стал быстрокрылым соколом (или наоборот).

В прежние бескрылые времена говорили: «Сказка ложь, да в ней намёк». А сегодня какая ложь? Никакой лжи и на свете нет. Ну, в крайнем случае, постправда. А сама сказка – это наше постоянно место жительства. Особенно – продвинутых горожан, которые  никакой реальности, кроме виртуальной и не знают. Не видели они её. Как растёт хлеб, откуда берётся металл – всё это для них на другой планете. Их реальность – это соцсети, ну и пара любимых СМИ. Что скажут – то и правда. Именно поэтому у людей совершенно разные картина мира – в зависимости от того, на какие сайты они ходят, какие кнопки телевизора нажимают.

На эти соображения навело меня прелестное известие «Новой газеты» о главе белорусской федерации хоккея Дмитрии Баскове,  чемпионе мира по тайскому боксу Дмитрии Шакуте и Наталье Эйсмонт, пресс-секретаре Лукашенко:

«Эта компания просто ради удовольствия вечерами ездит по минским дворам, срезает бело-красные ленточки, срывает флаги и бьет тех, кто выходит из окрестных домов отстаивать свои островки свободы… Они обсуждают по телефону свои акции, договариваются, где припарковаться, и беспокоятся о том, чтобы взять с собой выпивку для сугреву, потому что два ящика «Массандры» от российского посла, о которых говорит телефонная Наталья – это несерьезно. И это не какие-то люмпены… Это функционеры, которые знают, что им можно все».

Вообразите, Дмитрий Песков, коллега Натальи Эйсмонт, прихватив с собой пару чемпионов мира, ездит по дворам, срывает какие-то ленточки и временами кого-то поколачивает. Да ещё и заботится о выпивке для сугрева. В грубой реальности такое невозможно, а в сказке – вполне. Важно только, чтобы  критический процент публики был заблаговременно переселён в сказку. И он туда переселён! Обжился уже. Потому эдакое – прокатывает. И даже вызывает интерес, дискуссию и всё, что положено в свободной демократической прессе.

Зря только придумали про «Массандру» от российского посла: даже обитатель сказки не настолько оторвался от жизни, что забыл, чем надо согреваться: либо водкой, либо горячим чаем. Я не знаю сортов водки, но их столько, что можно было бы подобрать подходящий, который якобы прислал российский посол. Понимаю, что хотелось лягнуть Крым, но надо было пожертвовать политической актуальностью ради художественной целостности. Но это так, мелочь.

Много лет назад, в 93-94-м году, я летела из Минска рядом с какой-то женщиной. Она прочитала в газете, распространяемой в полёте, что Лукашенко, тогда кандидат в президенты, украл у какой-то стюардессы косметичку. Соседка просто посмеялась над этим – какое узкое было еще окно правдоподобия!

Источник

Mission News Theme от Compete Themes.