Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Куда подевались инженеры-конструкторы

Mechanical engineering 

Зайдите на инженерный либо кадровый форум в интернете. Что вы увидите?

«Коллеги, всем добрый день!

Помогите найти инженера — конструктора.

Заранее спасибо!»

А ответы примерно такие:

«Куда подевались? Куда, куда, на кудыкины горы торговать тем, что сконструировали и произвели в Европушке!»

Массовое сокращение своих разработок и «оптимизация» государственных предприятий после распада Союза, так или иначе привели к тому, что из промышленности массово уходили инженеры. Соответственно была потеряна преемственность, на которой держалась советская промышленность. Провал по восполнению кадрового потенциала образовавшийся в последние годы привел к тому, что большинство грамотных инженеров – конструкторов и технологов достигли пенсионного возраста и в ближайшее время промышленность встанет перед реальной угрозой потери научной, конструкторской и производственной школ. Кадры стареют, талантливая молодежь на  производство не  идет. Помимо инженеров промышленность испытывает еще и  острейшую нехватку квалифицированных рабочих — токарей, фрезеровщиков и др.

В свое время наблюдал в Ташкенте такую миграцию конструкторов и технологов — по мере закрытия различных предприятий, в основном связанных с ВПК — инженеры постепенно стекались на оставшиеся в «живых» предприятия: «СовпластИтал», «ТашТРЗ» и др., кто-то уехал в Россию, кто-то за границу… Но в целом, при всех этих перемещениях, большая часть уже не возвращалась в КБ или в техбюро, а уходила в сферу торговли, ремонт, строительство и т.д. Таким образом, в результате всех этих перемещений, общая масса инженеров становилась все меньше и меньше, пока не достигла того уровня, что в какой-то определенной сфере мы уже знали друг друга поименно. Теперь та же история повторяется и в России, и в других странах.

Теперь представим, что решат сейчас открыть новое производство, например самолетов, кого брать? Инженер сразу хорошим не становится нужно и время, и опыт в реальных проектах. Брать студентов? Так у студентов — еще нет опыта, кроме того, молодежь особо в производство не стремится, потому как работая курьером в Яндексе или в Wildberries они зарабатывают гораздо больше начинающего инженера – конструктора с высшим техническим образованием. Ну, а чтобы достичь определенного уровня, «почувствовать железо» нужно не меньше 10 лет. И то не факт, люди то разные. Вспомните сколько на предприятиях было КБ. В лучшем случае один из 10 конструкторов (технологов) со временем становился ведущим, в полном смысле этого слова. Чтобы найти главного конструктора его брали на заметку и «вели», и обучали, и отправляли в командировки и, возможно, из 100 находили одного… А труд конструктора очень тяжелый и неблагодарный. Кто работал, тот знает, что пока не найдено решение — все эти конструкции и формулы постоянно крутятся в голове.

В сложившейся ситуации необходимо поменять психологию людей, поднять престиж инженера, сделать работу в промышленном комплексе и в прикладной науке достаточно привлекательной, в том числе и с точки зрения материальных благ: зарплата, медицинское обслуживание, организация досуга и отдыха. Начать с того, что в средствах массовой информации показывать «истории успеха» выдающихся инженеров и изобретателей. Ведь почему в советское время было больше желающих идти в инженеры? Не последнюю роль в этом играли фильмы: «Бережков изобретает колесо», «Укрощение огня» и книги «Цель жизни» Яковлева и т.д.

Важно сохранить особенности Российской (Советской) инженерной школы основными преимуществами которой всегда были, и пока остаются: простота конструкции, ремонтопригодность, эксплуатационная надёжность и технологичность изготовления.

Вот что об этой ситуации писалЖорес Алферов — учёный-физик, лауреат Нобелевской премии: «Уходят поколения ученых, педагогов, инженеров и рабочих – носителей славных традиций России, которые на рубеже 21 века, увы, практически некому подхватить.

Что дальше? Ответ за Государством!».

А вы как считаете?

Источник

Mission News Theme by Compete Themes.