Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дети в СССР — Бесплатные кружки и трудовое воспитание!

Кажется, что сегодня нет никакой проблемы с детскими кружками и секциями. Только денежки плати, как говориться.

Любой родитель может отдать своё чадо на робототехнику, чуть ли не с пелёнок, хоть на плавание, ну и, конечно, на английский язык, как же без него жить 5-летнему гражданину России?

Но давайте посмотрим, как с этим обстояли дела относительно недавно, несколько десятков лет назад.

«Выдумывай – пробуй – твори» этот девиз 60х – 70х наверняка помнят школьники тех лет, сейчас ставшие пенсионерами. Увлечение техническим творчеством было массовым в советской стране, а уж талантами нас бог не обидел, и мастерить наши ребята умели.

В Советском союзе действовала мощная система стимулирования научно – технического творчества молодежи – НТТМ, которая давала первичные технические навыки, даже в небольших селах работали технические кружки, участники которых выбирали в дальнейшем свои профессии исходя из тематики этих кружков.

Советские журналы «Советский конструктор», «Юный техник», «Моделист – конструктор», «Техника Молодежи» были для миллионов мальчишек, а иногда и девчонок окном в мир науки и техники, развивали творческую жилку и уводили от улицы, подъездов и портвейна.

История НТТМ ведется с 1966 года, когда по всей стране развернулось масштабное молодежное движение за овладение новеющей техникой и технологией, и повышение профессионального и культурного уровня молодых специалистов предприятия.

В каждом регионе страны проводились смотры новаторских достижений, конкурсы рационализаторов и изобретателей, итоги которых подводились на Всесоюзной выставке научно– технического творчества молодежи на ВДНХ СССР.

Годовой экономически эффект от внедрения нескольких таких изобретений около миллиарда рублей. В 60-70 года по всей стране научно – техническим творчеством по всей стане занимались свыше 20 миллионов человек, в него были во влечения более 2,5 миллионов студентов, работало более 60 тысяч кружков научного творчества в профессионально – технических училищах. 

Около миллиона ребят занимались в 450 научных обществах школьников, действовало более 400 клубов моряков, авиаторов, летчиков, космонавтов, 140 000 кружков юных техников.

Но не только кружки, трудовое воспитание было важнейшей частью в учебном процессе всей советской средней школы. Для этого созданы межшкольные учебно-производственные комбинаты, оснащенные всем необходимым для овладения массовыми рабочими профессиями.

Педагогами-наставниками ребят становятся опытные мастера производства. Помимо уроков труда, где мальчишки и девчонки впервые мастерили своими руками, были еще и сбор макулатуры и металлолома.

Помнится девиз «БАМу – пионерские поезда» и потащили на школьный двор разный металлический хлам, и чем больше, тем лучше. С металлом в стране и так было все в порядке, но победить в сборе вторсырья и стать причастным к стройке века – для многих это было большой радостью. А помните школьные субботники?

Сажали деревья – «Украсим Родину садами», или «Зеленый наряд отчизны». Все эти акции имели глубокий смысл и были окрашены духом романтики.

Интересно, что с 1943 года мальчишки и девчонки учились раздельно, в разных школах, вплоть до 1954. А ещё кто-то может помнить поговорку: «Только тех, кто любит труд октябрятами зовут».

Октябрята появились еще в 1920-х годах, это дети ровесники октября. Пионеры. Все тогда мечтали носить красный галстук. Первые отряды появлялись при заводах и фабриках. Обязательно горн барабан и главное свое знамя.

Позднее уже в школе октябренок становится пионером, чтобы позже на груди прикрепить комсомольский значок.

Особо отличившихся во время учебы – отличников и медалистов – приглашали в Кремль. Воспоминания о средней школе – это учеба, воспитание и общественная жизнь, они неразрывны и взаимосвязаны.

Сегодня не редко ругают советскую школьную систему. Мол, она была частью идеологической машины, но кто станет спорить с тем, что в той, ушедшей от нас школе, учили по-настоящему.

Вся методика обучения была построена так, что азы предметов знал каждый на зубок, даже троечники. И советские программы образования в средней школе были построены таким образом, что знания мы получили на всю жизнь.

Кроме того, в категорию «детского кино» и «детской литературы» попадали книги (а так же фильмы, снятые на их основе) Александра Дюма, Вальтера Скотта, Александра Грина, фантастика Ефремова, Беляева и Стругацких, да и родительские книги Пикуля тоже заглатывались подростками быстро.

Почему советский ребёнок был умнее нынешних? 

Разумеется, многие ответят следующим образом:

«Потому что на нас свалилось лучшее (ну, почти лучшее) в мире образование, да и вообще детьми занимались все, кому не лень и даже те, кому лень — от педагогов школы до пионервожатых и тренеров, руководителей кружков, не говоря уже о родителях, которые и сами были не дураками и менеджерами, а инженерами и «кандидатами в доктора».

Но даже и дураки понимали, что в моде — начитанность и набивали свои гарнитуры фасона «стенка» томами Чехова и Золя. Тут хошь-не хошь — втянешься».

Всё так, но такой ответ был бы неполным.

Посмотрите, что в Советском Союзе маркировалось, как «детская литература» и «детское кино». Если подросток-троечник к своим 10-13 годам уже проглотил всего Александра Дюма и Вальтера Скотта, залакировал всё это фантастикой Беляева, Стругацких и Казанцева, прибавив Грина да ещё папашиного Пикуля, у него в голове — быть может — образуется каша, но…

Он оттуда уже вынес массу обширной информации — исторической, научной, смысловой. Потом — отфильтруется и останется главное и важное. Он уже по-другому строит фразы. Да и это не самое-самое — быстро запоминать массивы текстов и складно трепаться может и придурок.

Советский ребёнок заведомо получал высокую планку — если книжка, в которой фоном для драк является конфликт католиков и гугенотов, это — для средненького Васи, то что же тогда — для умного Вани?!

Умный Ваня уже читает журнал «Иностранная литература» и самиздатовского Булгакова, которого принесла на пару дней мамина подруга. И это — только то, что было помимо школы.

Безусловно, если бы и Васе, и даже Ване с детства втюхивали что-нибудь завлекательно-смешное, яркое и примитивное, они бы это смотрели с большим удовольствием. Больше того, когда в начале 1990-х на экраны хлынул поток западных мультов, мы — уже взрослые — это смотрели и радовались.

Но «Том и Джерри», равно как «Чип и Дейл» не способствуют развитию мозга. Это отличные работы, но …не способствуют. Ещё в советской прессе писалось, что западный ребёнок растёт на комиксах, не развивающих его разум. И — целыми днями, если есть возможность, пялится в экран телевизора. Что говорить?

Когда мама привезла мне комиксы из Финляндии, мы с восторгом это листали, перерисовывали и — жалели, что у нас такого нет. Но, если бы у нас всё это было, оно бы не подвигнуло нас ни к чему. Развитие — это всегда насилие над собой.

Советскому Человеку создавали соревновательно-сложные условия, подняв планку на приличную, хотя и достижимую высоту. Вынужден врубаться. Естественно, когда стало не надо читать, люди массово перестали это делать. Ибо — зачем насиловать мозг? Лучше хавать сериалы про богатых.

А в подростковом возрасте мы (ну да, за неимением иного) смотрели «Каникулы Петрова и Васечкина», персонажи которых обыгрывают «Ревизора» и «Дон Кихота». Повторюсь, Петров и Васечкин — это тот самый троечник Вася, типовой советский мальчик, а не вундеркинд.

Любая советская киносказка 1960-1980-х — это утончённый постмодернизм с массой аллюзий, которые равным образом должны быть понятны и папе, и сыну.

Советский ребёнок должен был выстроить целую систему знаний, чтобы просто посмотреть детское же кино и назавтра обсудить его в школе. С бешеной скоростью создавались новые нейронные связи — вот, что тут главное.

Плюс — развивалась мелкая моторика — уроки труда и музыкалка-художка после школы. Да и обычный придурок что-нибудь, да мастерил. Просто, чтобы не быть изгоем.

Источник

Mission News Theme от Compete Themes.