Rocky-shop Роскосметика

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «ПРОДАЖНУЮ ДЕВКУ КАПИТАЛИЗМА»

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров после Грушинской социологической конференции дал развернутое интервью газете «Известия». В частности, он считает, что «потребности в опросах будут только возрастать, однако параллельно возрастает и недоверие к ним, увы.

Причем это тренд не только российский, но и общемировой. Например, почти никто не предсказал Brexit, хотя опросы проводились регулярно. Почти никто не предсказал победу Трампа, хотя в Америке было проведено огромное количество исследований. Так что теперь от нас одновременно хотят информации больше, скорее, надежнее, а верят этой информации — меньше. И это только один из вызовов, который перед нами стоит. Время всё больше спрессовывается, а его цена всё больше растет. В советское время фраза «время — деньги» не могла восприниматься всерьез, а сегодня это только так. Как результат, всё меньше людей отвечают на наши вопросы. Поэтому мы уходим от личных опросов к телефонным, от телефонных — к интернет-опросам. Есть и другие вызовы, если не найдем на них ответ, умрем как индустрия. Но я думаю, мы все-таки выживем. Для этого нам предстоит стать лучше, умнее, тоньше».

Об актуальности и достоверности социологических опросов рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:

Большая часть российских социологических служб стоят на страже не объективного мнения общества, а интересов заказчика — государства или частных компаний. Что хочет получить заказчик опроса? Если вопросы формулируются с целью склонения общества к выдуманным трендам, то недоверие граждан продолжит возрастать. Меня иногда обескураживают некачественные и неправильные постановки вопросов ВЦИОМ. Для получения максимально объективных данных нужен иной подход. Так вопросы ставят только в том случае, если существует конкретный заказ и требуется ответ на заданный конкретный вопрос. Мы никогда не узнаем мнение общества, если будем формулировать вопросы подобным образом. Никогда качественный социологический опрос не может быть связан только с личными, телефонными или интернет-опросами. Качественные социологические исследования предполагают несколько методов опроса граждан, в том числе проведение экспертных опросов и фокус-групп.

Валерий Фёдоров упомянул социологические исследования в свете индустрии, подтвердив, что социология не имеет, по его мнению, отношение к науке. Бизнес — и ничего личного.

Меня обескуражил один из недавних опросов ВЦИОМ по поводу монархии. В вопросе о том, какая форма правления подходит для россиян, было предложено всего два варианта ответа: монархия и республика. И вдруг оказалось, что большая часть граждан желает видеть в стране республику! Я была обескуражена. А ВЦИОМ предложил респондентам иные варианты?! Для формирования объективной картины нельзя ограничиваться только вопросом: «за» или «против» монархии или республики. Существует множество форм правления. Если мы желаем узнать мнение общества по поводу формы правления Россией, то категорически нельзя сводить социологическое исследование к двум формам правления! Надо использовать глубинные методики и правильно формулировать вопросы. Опросы ВЦИОМ носят явно заказной характер, не отслеживают состояние общества и преследуют совершенно иные цели. Эта социологическая служба обладает определенными финансами и средствами для проведения опросов — кадровый потенциал в регионах, телефоны и интернет. ВЦИОМ никогда не проводит опросов при отсутствии государственной нужды. Ни одна социологическая служба не производит просто так никаких опросов. Все исследования оплачиваемые — государство, как и частные заказчики также платит деньги. А если государство поддерживает деньгами, то считает, что имеет право заказывать музыку. В результате этой симфонии народ перестает доверять результатам социологических исследований, искажающим реальную действительность. Не надо убеждать человека по поводу ценников в магазине. Какое может быть доверие, если человек приходит в магазин и воочию лицезреет повышение цен, хотя социологические службы его уверяли, что стоимость продуктов не выросла при этом. Поэтому с каждым подобным опросом доверие граждан будет идти падать.

Я не вижу ничего хорошего в кризисе доверия граждан к социологическим службам, которые должны быть объективными и научно обоснованными. Наши социологические службы обслуживают интересы только одной группы лиц.

Мне обидно, что социология как наука теряет свою репутацию и меньше пользуется спросом у абитуриентов, обслуживая интересы конкретной группы лиц. У людей теряется интерес, ибо понимают, что социология превратилась в лженауку. Нам потребуется еще не один десяток лет на восстановление социологии как науки. Поэтому мне обидно и грустно. Столько лет ее взращивали, а она фактически превратилась в «продажную девку капитализма».

Источник http://sovsojuz.mirtesen.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

1 комментарий к записи “СОЦИОЛОГИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «ПРОДАЖНУЮ ДЕВКУ КАПИТАЛИЗМА»”

  1. Светлана:

    При капитализме всё во имя бабла и выгоды: и наука, и культура,и использование людей в том числе….это аксиома! Чтобы было по-другому надо менять систему власти!

(3),
(4) Яндекс.Метрика