загрузка...

ОЧЕРЕДНОМУ «ШЕДЕВРУ» ЗВЯГИНЦЕВА О «ПУТИНСКОЙ РОССИИ» ХОТЯТ ВРУЧИТЬ ГЛАВНЫЙ ПРИЗ В КАННАХ

«Нелюбовь» Звягинцева претендует на главный приз в Канне.

70-й юбилейный Каннский кинофестиваль только начался, но уже после первого же дня конкурсных показов выявился, по мнению многих наблюдателей, фаворит — фильм «Нелюбовь» российского режиссера Андрея Звягинцева.

Так, по крайней мере, считает кинокритик лондонской Evening Standard Дэвид Секстон.

«Нелюбовь» установила высочайшую планку для фестиваля», — написал он в завершение своей пятизвездочной рецензии на фильм.

На любой здравый взгляд, подобного рода прогнозы звучат явно преждевременно. Фестиваль только начался, и в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» вместе с «Нелюбовью» участвуют многие интереснейшие картины самых титулованных режиссеров.

Обладатель Оскара за блестящую стилизацию «Артист» Мишель Хазанавичус покажет фильм «Грозный». Лидер европейского арт-хауса Михаэль Ханеке привез в Канн картину «Хэппи-энд». Еще один недавний оскароносец (за картину «Кэрол») американец Тодд Хейнс представит свой новый фильм «Мир, полный чудес».

Уверенно набирающий репутацию в мировом кино Сергей Лозница покажет экранизацию Достоевского «Кроткая». А София Коппола погрузила свое «Роковое искушение» во времена гражданской войны в Америке.

Итог конкурса будет известен только через две недели — в воскресенье 28 мая. Пока невозможно сказать, какой успех ждет драму российского режиссера о стоящей на грани не только распада, но и духовного, нравственного коллапса простой российской семье.

Сюжетная завязка состоит в том, что в семье, где родители в преддверии развода откровенно не любят не только друг друга, но и своего 12-летнего сына, мальчик убегает из дому. Поиски его и составляют, собственно, основное содержание картины.

Критики уже сравнивают ее с такими шедеврами мирового кино, как «Приключение» Микеланджело Антониони, «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана и «Скрытое» Михаэля Ханеке.

Пока же предлагаем вашему вниманию несколько выдержек из статей британской и американской прессы о фильме «Нелюбовь».

Газета Guardian:

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева — жесткая, загадочная и пугающая история духовной катастрофы. В ней есть гипнотическая напряженность и невыносимая двусмысленность. Это история современной России, где люди живут во власти безжалостной и неумолимой силы. Это мир без любви, как планета без средств для поддержания человеческой жизни. Это место, где обычная необходимость выжить мутировала в нескончаемую погоню за статусом, деньгами, свободой найти второй брак, который принесет новую квартиру, секс, роскошь и самоутверждение в соцсетях. И в основе всего — предельно жесткие социальные нормы православия, конформизма и национализма. […]

Любовь может существовать только в правильных условиях. Чтобы она росла, ей нужна почва. Россия в фильме Звягинцева выглядит бесплодной. «Нелюбовь», быть может, не обладает монументальной величественностью его предыдущего фильма «Левиафан» и ближе его едкой семейной драме «Елена». Но высочайший уровень и страсть этого фильма захватывают.

Журнал Hollywood Reporter

В своей опустошительной, тонко выстроенной новой драме «Нелюбовь» российский режиссер Андрей Звягинцев вновь демонстрирует свой поразительный дар конструирования совершенно идеального драматического микромира для иллюстрации патологий, проникших в самую суть российского общества. Как и «Левиафан», «Нелюбовь» отталкивается от истории разрушенных человеческих отношений. Но, как и там, история эта вырастает в притчу об очень многих вещах: о том, как разъединены между собой люди в нашем технологически суперсвязанном мире; о том, как полиция и социальные службы раз за разом не в состоянии помочь самым слабым и уязвимым из нас, взваливая свою работу на волонтеров-общественников, и о том, как боль и издевательство передаются от поколения к поколению. При всей суровости и тяжести темы и сюжета стиль Звягинцева легок, как падающая снежинка или прикосновение скрипичного смычка к струне. Интерес к картине самых серьезных прокатчиков по всему миру гарантирован — вне зависимости от того, что произойдет в Канне.

Газета Evening Standard

Три года назад Андрей Звягинцев потряс Канн своим «Левиафаном» — фильмом о всепроникающей коррупции и безнадеге провинциальной России. «Нелюбовь», хоть политики напрямую и не касается, — еще более мрачное обвинение в адрес этой духовной пустыни. […] Эта Россия посреди оставшейся ей в наследство от советского государства уродливой инфраструктуры обладает всеми атрибутами материального благосостояния: новые автомобили, мобильные телефоны, бесконечные селфи. Но в ней нет сердца, нет души. Звягинцев показывает это с шокирующей формальной очевидностью, с мертвящим спокойствием. В этом лесу деревья повалены, листья с них облетели, а дерево гниет.

Журнал Variety

В истории всегда были и остаются репрессивные режимы, подавляющие свободу кино, но оставляющие при этом крохотное пространство для маневра умным и поэтичным художникам для высказывания того, что у них на уме. Так было в коммунистической Чехословакии в 70-е годы, такая же ситуация и в Иране последних десятилетий. Верно это и для путинской России. Андрей Звягинцев как режиссер не может выступить с прямым, однозначным и незавуалированным обличением коррупции в своем обществе. Однако он может сделать «Левиафан», ставший индикатором духовной температуры погрязшего в пьянстве и вероломстве российского среднего класса. Он также может сделать «Нелюбовь» — фильм, зловещее и оглушающее видение которого обращено не на политическую систему России, а на кризис сопереживания, поразивший сами основы культуры общества.

Газета Financial Times

После «Левиафана» с его беспощадным отражением коррупции в рядах российского чиновничества Звягинцев оказался в центре скандала в России, несмотря на то, что фильм получил государственное финансирование. В новом фильме его критика, по понятным причинам, менее откровенна, но если то, что мы увидели, на самом деле есть воплощение Матери России (а заключительная сцена фильма не оставляет в этом сомнений), то критика эта не менее убийственная. Россия — страна погруженная в себя, одержимая статусом и до опасной черты потерявшая способность к состраданию.

Тот же Hollywood Reporter публикует интервью с продюсером фильма Александром Роднянским, касающееся главным образом отношений авторов фильма с российским государством.

Журнал напоминает, как резко критически отозвался о предыдущем фильме режиссера «Левиафане» министр культуры РФ Владимир Мединский: «Фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают (это, кстати, неуважение к выбору налогоплательщиков), наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны за счет налогоплательщиков финансироваться».

Роднянский рассказал, что после скандала с «Левиафаном» он принял «сознательное решение сделать следующий фильм без какой бы то ни было поддержки со стороны государства».

«Мы не обращались за государственной поддержкой, и никто нам ее не предлагал,» — добавил он.

По его словам, со стороны министерства не последовало никакой реакции на включение фильма в конкурс Каннского кинофестиваля.

«По мнению министерства культуры, в культурной жизни страны есть события намного более важные, чем участие российского фильма в конкурсной программе самого престижного в мире кинофестиваля», — с огорчением сказал он.

В российский прокат фильм «Нелюбовь» выходит 1 июня.

Источник → http://politklubok.ru

загрузка...
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

(3),
(4) Яндекс.Метрика